МОУ "Безлыченская СОШ"
д. Безлычное Захаровского района Рязанской области
  • Развивающая предметно-пространственная среда

    Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС

    Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей — это одна из главных задач дошкольного образования.

    Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.

    Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать:

    1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.

    2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.

    3. Реализацию образовательной программы ДОУ.

    4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

    Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

    — содержательно-насыщенной;

    — трансформируемой;

    — вариативной;

    — полифункциональной;

    — доступной;

    — безопасной.

    Насыщенность РПП среды предполагает:

    — разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;

    — соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.

    Поли функциональность материалов предполагает:

    — возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).

    Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:

    — от образовательной ситуации;

    — от меняющихся интересов детей;

    — от возможностей детей.

    Вариативность среды предполагает:

    — наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);

    — периодическую сменяемость игрового материала;

    — разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;

    — появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

    Доступность среды предполагает:

    — доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

    — свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;

    — исправность и сохранность материалов и оборудования.

    Безопасность среды:

    — соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

    Учитывая требования ФГОС развивающая предметно — пространственная среда делится на пять образовательных областей:

    1. Социально — коммуникативная;
    2. Познавательная;
    3. Речевая;
    4. Художественно — эстетическая;
    5. Физическая.

    В каждой области имеются свои центры.

    Социально-коммуникативное развитие:

    — Центр ПДД;

    — Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).

    Познавательное развитие:

    — Центр «Уголок Природы»;

    — Центр конструктивной деятельности;

    — Центр математического развития;

    — Центр экспериментирования.

    Речевое развитие:

    — Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;

    — Центр Книги;

    Художественно-эстетическое развитие:

    — Центр ИЗО или уголок творчества;

    Физическое развитие:

    — Центр физического развития;

    — Спортивный уголок «Будь здоров!»

    Вывод.

    Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie